"ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №11 "ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК"

Каталог статей

Главная » Статьи » Образование

Описание образовательных программ

Описание образовательных программ

Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Д/С №11 «Золотой ключик» (далее по тексту - Программа), реализуемая ДОУ, является документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик, форм организации образовательной деятельности на уровне дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности. 

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. 

Нормативно-правовые основания разработки Программы

  федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с действующими изменениями;

 постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации  от 28 сентября 2020 года № 28 об утверждении «Санитарно-эпидемиологические требований к  организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648-20);

 постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации  от 27 октября 2020 года № 32 об утверждении «Санитарно-эпидемиологические требований к  организации питания населения » (СП 2.3/2.4.3590-20);

 постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации  от 28 января 2021 года № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (СП  1.2.3685-21);

 приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении    федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее - ФГОС ДО) с действующими изменениями;

 приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809) об утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования;

 Уставом Учреждения.

                    Методические основания разработки ОП ДО

  Обязательная часть Программы разработана на основе Федеральной образовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809).

 

  Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений разработана с использованием парциальных программ:

  - «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (авторы Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н. Авдеева);

  - «Приобщение детей к истокам русской народной культуры" (авторы Князева О. Л., Маханева М. Д.);

  - «Юный эколог» (автор С.Н.Николаева);

      - «Математика в детском саду» (автор В.Н.Новикова);

  - «Цветные ладошки» (автор И.А.Лыкова);

  - «Ладушки» (авторы И.Каплунова, И. Новоскольцева);

  - «Физическая культура в детском саду» (автор Л.И. Пензулаева).

 Обе части            Программы являются   взаимодополняющими и целесообразными с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.

Целью Программы является разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

 

Цель Программы достигается через решение следующих задач:

- приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России;

-создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;

- построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития;

- создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;

- достижение детьми на этапе завершения дошкольного образования уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.

Цели и задачи части Программы, формируемой участниками образовательных отношений

Исходя из интересов и потребностей воспитанников реализуется части Программы, формируемая участниками образовательных отношений на основе нескольких парциальных программ. Данные программы расширяют и углубляют представления детей в соответствии с ФГОС ДО в образовательных областях: «Социально -коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно -эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

Парциальная программа Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

Цель: расширение и углубление представлений об основах безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Задачи: создать условия для расширения и углубления представлений детей:

 о возможных источниках опасности, умении оценить ее;

 о нахождении адекватных возможностей для выражения чувств,

  умении контролировать собственные импульсы;

 об использовании подходящих стратегий управления стрессом;

 о необходимости нести ответственность за свою жизнь и здоровье;

 в понимании того, что определенные действия могут влиять на здоровье (ребенок прерывает выполнение потенциально опасных действий, например, лазанье по канату и т. п., при появлении страха);

 о правилах безопасного поведения;

 о способах обращаться за помощью и принимать ее.

 

Парциальная программа Князевой О.Л., Маханевой М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Цель: приобщение детей к овладению культурно-историческими и общественными представлениями своей стране, о русском народе, его традициях, культуре.

Задачи

Создать условия для:

 понимания ребенком наличия родной земли, корней и того, что он является частью сформировавшегося социального окружения;

 расширения и углубления представлений о ценностях родной страны, народа, его традициях и праздниках;

 приобщения детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски и сказки до музыки и театра.

 расширения представлений о разнообразии культур, ценностей и интересов, ознакомления с ценностями национальной культуры;

 совершенствования умения вырабатывать совместно с другими детьми и взрослыми правила собственной группы (права и обязанности), уважать правила других групп (связь с социально-коммуникативным и речевым развитием, реализация принципа участия);

 развития позитивной самооценку как члена общественной группы, призванного и способного принимать ответственность за себя и долю ответственности за группу;

 приобретения умения оказывать помощь другим людям и принимать помощь от других.

Образовательная область «Познавательное развитие»

  Парциальная программа В.Н.Новиковой «Математика в детском саду».

Цель: формирование познавательных действий, развитие познавательных интересов детей.

Задачи:

 формирование элементарных математических представлений;

 развитие воображения, творческой активности.

 

Парциальная программа экологического воспитания С.Н.Николаевой «Юный эколог»

Цель: формирование основ экологической культуры и экологических знаний, вовлечение в природоохранную деятельность.

Задачи:

дать ребенку системные знания об окружающем мире в соответствии

 с его возрастом и способностями;

 прививать потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем;

 формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей;

 формирование осознанных представлений о нормах и правилахповедения в природе.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Парциальная программа И.А. Лыковой «Цветные ладошки».

Цель программы - формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Задачи  художественно-творческого развития детей:

 формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенностей их формы, пропорций, цвета, фактуры.

 знакомить детей с народной игрушкой (филимоновской, дымковской, семёновской, богородской) для обогащения зрительных впечатлений и показа условно-обобщённой трактовки художественных образов. Проводить мини-спектакли с участием народных игрушек для создания у детей праздничного настроения во время встреч с произведениями народных мастеров.

 учить детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке, аппликации. Учить «входить в образ».

 знакомить с книжной графикой на примере творчества известных мастеров детской книги - Васнецова Ю., Дубинчик Т., Елисеева А., Конашевича В., Лебедева В., Рачева Е., Репкина П.

 организовывать наблюдения в природе для уточнения представлений детей о внешнем виде растений и животных, а также для обогащения и уточнения зрительных впечатлений («Золотой листопад», «Листочки танцуют», «Снежные дорожки», «Пушистые облака», «Тяжёлые тучи», «Весёлый дождик», «Грустный дождь», «Кошка умывается», «Воробьи купаются в лужах» и т.д.).

 учить детей видеть цельный художественный образ в единстве изобразительно-выразительных средств колористической, композиционной и смысловой трактовки (обучение анализу не должно опережать формирование умения воспринимать художевенный объект нерасчленённо, в гармоничном единстве всех составляющих компонентов).

 

 создавать условия для самостоятельного освоения детьми способов и приёмов изображения знакомых предметов на основе доступных средств художественно-образной выразительности (цвет, пятно, линия, форма, ритм, динамика) в их единстве.

 побуждать детей самостоятельно выбирать способы изображения при создании выразительных образов, используя для этого освоенные технические приемы; развивать восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности, создавать условия для их активного познания и на этой основе учить детей:

 отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами;

 сопровождать движения карандаша или кисти словами, игровыми действиями (например: «Дождик, чаще - кап-кап-кап!», «Бегут ножки по дорожке - топ-топ-топ!»); 

 продолжать учить рисовать карандашами и фломастерами - проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные), создавая тем самым выразительные образы;

 продолжать знакомить детей с красками и формировать навыки рисования кистью (аккуратно смачивать и промывать, набирать краску на ворс, вести кисть по ворсу, проводить линии, рисовать и раскрашивать замкнутые формы); учить создавать одно-, двух- и многоцветные выразительные образы;

 переводить детей от рисования-подражания к самостоятельному творчеству.

 

Парциальная программа И. Каплуновой «Ладушки»

Цель: введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой.

Задачи:

 подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений;

 заложить основы гармонического развития (развитие слуха, голоса, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей);

 приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре;

 подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям;

 развивать коммуникативные способности;

 научить детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни;

 познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме;

 обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре;

 развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.

Методические принципы:

1. Одним из главных принципов в работе с детьми является создание обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно. Нельзя принуждать детей к действиям (играм, пению), нужно дать возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии. Согласно Конвенции о правах ребенка, он имеет полное право на выражение своих чувств, желаний, эмоций. Нежелание ребенка участвовать в занятии обуславливается несколькими причинами.

 Стеснительность, застенчивость. Этот факт не должен уходить от внимания педагога. При каждой возможности педагог должен давать положительную оценку действию ребенка.

 Неумение, непонимание. Это относится к тем детям, которые не адаптированы пока к новой, на первых порах незнакомой, среде. Здесь требуется большое внимание к ребенку, проявление индивидуального подхода.

 Неуравновешенный, капризный стиль поведения. Лучшее для педагога - акцентировать внимание ребенка на игру, сюрпризы; положительные оценки быстрее отвлекут ребенка.

2. Второй принцип - целостный подход в решении педагогических задач:

 Обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование.

 Претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности.

3. Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания.

4. Четвертый принцип - соотношение музыкального материала с природным и историкокультурным календарем. В силу возрастных особенностей дети не всегда могут осмыслить значение того или иного календарного события. Нужно дать им возможность принять в нем посильное участие, посмотреть выступления других детей и воспитателей и в какой-то мере проявить свои творческие способности (станцевать, спеть песенку или частушку, принять участие в веселой игре).

5. Одним из важнейших принципов музыкального воспитания является принцип партнерства. Авторитарный стиль поведения педагога («Я взрослый», «Я больше тебя знаю», «Делай, как я говорю») - недопустим. Общение с детьми должно происходить на равных, партнерских отношениях. «Давайте поиграем», «Покажите мне», «Кто мне поможет» - эти фразы должны быть в лексиконе педагога. Дети, общаясь на таком уровне, интуитивно все равно воспринимают взрослого как учителя, педагога. Но мягкий, спокойный тон и дружеское общение создают непринужденную, теплую и доверительную обстановку. Следовательно, группа детей, воспитатель и музыкальный руководитель становятся единым целым.

6. Немаловажным является и принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве. Принцип программы «Ладушки» - никаких замечаний ребенку. Что бы и как бы ни сделал ребенок - все хорошо. Это особенно актуально для самых маленьких детей - 3-4 лет. Можно и нужно ли делать замечания детям 5-6 лет? Безусловно, да. Но в очень корректной, деликатной и доброжелательной форме. Обучаясь в школе, других учебных заведениях, дети будут получать замечания. Поэтому задача педагогов-дошкольников - научить детей правильно и адекватно на них реагировать. Детям в этом возрасте нужно говорить, обязательно акцентируя на положительных моментах: «Ты старался, попробуй вот так»; «Ты молодец, но немного ошибся», «Очень хорошо, но я вижу маленькую ошибку. Может, ты заметишь ее сам или кто-то из детей хочет подсказать»; «Ты меня огорчил, вчера было лучше»; «Ты поторопилась, не подумала, постарайся сделать еще раз» и т. д. При более серьезных замечаниях: «Так нельзя, это неправильно», «Вы не справились с заданием, потому что...», «Давайте еще раз повторим, но будем все стараться». Тон педагога должен оставаться спокойным, добрым. Улыбка обязательна. Дети спокойно воспринимают такие замечания и стараются все сделать лучше.

7. Принцип паритета. Любое предложение ребенка должно быть зафиксировано, использовано. Оно должно найти свое отражение в любом виде музыкальной деятельности. В силу очень маленького опыта дети не могут подать интересную идею, показать яркое оригинальное движение. Подчас это получается у детей непроизвольно, стихийно. Педагог, внимательно наблюдая за детьми, должен увидеть этот момент, зафиксировать его, похвалить ребенка. Дети, понимая, что к ним прислушиваются, их хвалят, их замечают и хорошо оценивают, начинают думать, стараться, творить.

Образовательная область «Физическое развитие»

Парциальная программа Л.И. Пензулаевой «Физическая культура в детском саду»

Цель: сформировать основы здорового образа жизни, направленные на укрепление здоровья.

 Задачи:

 охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

 развитие выносливости, скорости движений, скорости реакции, ловкости, координационных способностей, гибкости;

 активизация двигательной активности детей во всех видах деятельности;

 формирование у воспитанников жизненно необходимые двигательные навыки в соответствии с индивидуальными способностями;

 создание условий для реализации двигательной активности;

 воспитание потребности в здоровом образе жизни;

 обеспечение физического и психического благополучия.

 

Программа построена на следующих принципах ДО, установленных ФГОС ДО:

 

1.полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского развития;

2.построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

3.содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников (далее вместе - взрослые);

4.признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

5.поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

6.сотрудничество ДОУ с семьей;

7.приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

8.формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;

9.возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

10.учёт этнокультурной ситуации развития детей.

 

Принципы и подходы к формированию части Программы, формируемой участниками образовательных отношений

Принцип научности предполагает научный характер знаний, которые преподносятся детям, с учетом познавательных возможностей ребенка и носят элементарный характер.

Принцип связи теории с практикой. Первые сведения об окружающем мире любой ребенок получает в процессе предметно-практической деятельности, в дальнейшем педагог обобщает и систематизирует этот опыт, сообщает новые сведения о предметах и явлениях. Приобретенные знания ребенок может использовать как в процессе усвоения новых знаний, так и на практике, за счет чего его деятельность поднимается на новый уровень.

Принцип активности и сознательности в обучении. Обучение и воспитание представляют собой двусторонние процессы. С одной стороны – объект обучающего и воспитывающего воздействия – ребенок, которого обучают и воспитывают, а с другой стороны, ребенок сам активно участвует в процессе обучения и чем выше его субъективная активность, тем лучше результат. При этом следует понимать различия между учением дошкольника и учебной деятельностью школьника

Принцип последовательности и систематичности. Учет этого принципа позволяет сформировать у детей целостную систему знаний, умений, навыков. Обучение любого ребенка строится от простого к сложному, кроме того при разработке программного содержания предусматриваются и реализуются внутрипредметные и межпредметные связи, что позволяет сформировать в сознании ребенка целостную картину мира. Образовательная программа, как правило, строится по линейно-концентрическому принципу, что позволяет расширять и углублять знания и представления детей на каждом последующем этапе обучения.

Принцип наглядности предполагает организацию обучения с опорой на непосредственное восприятие предметов и явлений, при этом важно, чтобы в процессе восприятия участвовали различные органы чувств. В образовательном процессе используются различные наглядные средства:

предметные (реальные предметы и их копии - муляжи, макеты, куклы, игрушечные посуда, мебель, одежда, транспорт и т.д.), образные (иллюстрации, слайды, картины, фильмы), условно-символические (знаки, схемы, символы, формулы). Выбор средств наглядности зависит от индивидуального развития, возраста детей, содержания образовательной программы.

Принцип индивидуального подхода к обучению и воспитанию Индивидуальный подход предполагает создание благоприятных условий, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка (особенности высшей нервной деятельности, темперамента и формирующегося характера, скорость протекания мыслительных процессов, уровень сформированности знаний, умений и навыков, работоспособность, мотивацию, уровень развития эмоционально-волевой сферы и др.), так и типологические особенности, свойственные данной категории детей.

Принцип дифференцированного подхода в условиях коллективного образовательного процесса, дети будут отличаться между собой по учебно- познавательным возможностям, степени познавательной активности, особенностям поведения. Учитывая наличие в группе однородных по своим характеристикам микрогрупп, педагогу нужно для каждой из них дифференцировать содержание и организацию образовательной деятельности, ее темп, объем, сложность, методы и приемы работы, формы и способы мотивации, программирования и контроля образовательной деятельности.

      Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сказка» художественной направленности способствует формированию нравственных начал у ребенка через работу и в качестве исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Программа предназначена для воспитанников 4-7 лет.

       Цель программы: развитие творческих, духовно-нравственных, интеллектуальных, физических качеств детей, побуждение к познанию средствами театрального искусства.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цветик-семицветик» художественно-эстетической направленности предназначена для детей, имеющих интерес к изобразительному творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса, формированию практических навыков работы в различных видах художественной деятельности. Программа предназначена для воспитанников 4-7 лет.

 Цель данной программы: развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционного рисования. Раскрытие и реализация личностных потенциалов дошкольников путем использования личностно-ориентированных педагогических технологий.

   Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Калейдоскоп» художественно-эстетической направленности  способствует формированию творческого мышления, устойчивого интереса к художественной деятельности. Программа предназначена для воспитанников 4-7 лет.

 Цель программы: овладение детьми умениями и навыками работы с природным и искусственными материалами, техниками «пластилинографии» и «оригами» для самостоятельного и творческого создания композиций.

  Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Здоровячок» физкультурно-спортивной направленности способствует профилактике плоскостопия и нарушений осанки. Программа предназначена для воспитанников 4-7 лет.

Цель программы: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

  Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Ритм» художественно-эстетической направленности способствует приобщению детей к танцевальному искусству. Программа предназначена для воспитанников 4-7 лет.

Цель программы: способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников. Привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и красоту.

 Общая численность воспитанников ДОУ - 161 воспитанников, из них:

Наименование образовательной программы

численность воспитанников, являющихся иностранными гражданами

за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета

за счет бюджетных ассигнований субъектов Российской Федерации

за счет бюджетных ассигнований местного бюджета

за счет средств физических и (или) юридических лиц

Образовательная программа дошкольного образования

0

0

161

0

0

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сказка» художественной направленности

0

0

35

0

0

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Калейдоскоп» художественно-эстетической направленности 

0

0

35

0

0

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цветик-семицветик» художественно-эстетической направленности

0

0

35

0

0

 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Здоровячок» физкультурно-спортивной направленности

0

0

34

0

0

  Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Ритм» художественно-эстетической направленности

0

0

35

0

0

 

 

Категория: Образование | Добавил: VBugay (18.09.2023)
Просмотров: 75
Всего комментариев: 0