Описание образовательных программ
Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Д/С №11 «Золотой ключик» (далее по тексту - Программа), реализуемая ДОУ, является документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик, форм организации образовательной деятельности на уровне дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Нормативно-правовые основания разработки Программы
федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с действующими изменениями;
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 об утверждении «Санитарно-эпидемиологические требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648-20);
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 года № 32 об утверждении «Санитарно-эпидемиологические требований к организации питания населения » (СП 2.3/2.4.3590-20);
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (СП 1.2.3685-21);
приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее - ФГОС ДО) с действующими изменениями;
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809) об утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования;
Уставом Учреждения.
Методические основания разработки ОП ДО
Обязательная часть Программы разработана на основе Федеральной образовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809).
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений разработана с использованием парциальных программ:
- «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (авторы Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н. Авдеева);
- «Приобщение детей к истокам русской народной культуры" (авторы Князева О. Л., Маханева М. Д.);
- «Юный эколог» (автор С.Н.Николаева);
- «Математика в детском саду» (автор В.Н.Новикова);
- «Цветные ладошки» (автор И.А.Лыкова);
- «Ладушки» (авторы И.Каплунова, И. Новоскольцева);
- «Физическая культура в детском саду» (автор Л.И. Пензулаева).
Обе части Программы являются взаимодополняющими и целесообразными с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
Целью Программы является разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Цель Программы достигается через решение следующих задач:
- приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России;
-создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
- построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития;
- создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
- достижение детьми на этапе завершения дошкольного образования уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Цели и задачи части Программы, формируемой участниками образовательных отношений
Исходя из интересов и потребностей воспитанников реализуется части Программы, формируемая участниками образовательных отношений на основе нескольких парциальных программ. Данные программы расширяют и углубляют представления детей в соответствии с ФГОС ДО в образовательных областях: «Социально -коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно -эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
Парциальная программа Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
Цель: расширение и углубление представлений об основах безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Задачи: создать условия для расширения и углубления представлений детей:
о возможных источниках опасности, умении оценить ее;
о нахождении адекватных возможностей для выражения чувств,
умении контролировать собственные импульсы;
об использовании подходящих стратегий управления стрессом;
о необходимости нести ответственность за свою жизнь и здоровье;
в понимании того, что определенные действия могут влиять на здоровье (ребенок прерывает выполнение потенциально опасных действий, например, лазанье по канату и т. п., при появлении страха);
о правилах безопасного поведения;
о способах обращаться за помощью и принимать ее.
Парциальная программа Князевой О.Л., Маханевой М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Цель: приобщение детей к овладению культурно-историческими и общественными представлениями своей стране, о русском народе, его традициях, культуре.
Задачи
Создать условия для:
понимания ребенком наличия родной земли, корней и того, что он является частью сформировавшегося социального окружения;
расширения и углубления представлений о ценностях родной страны, народа, его традициях и праздниках;
приобщения детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски и сказки до музыки и театра.
расширения представлений о разнообразии культур, ценностей и интересов, ознакомления с ценностями национальной культуры;
совершенствования умения вырабатывать совместно с другими детьми и взрослыми правила собственной группы (права и обязанности), уважать правила других групп (связь с социально-коммуникативным и речевым развитием, реализация принципа участия);
развития позитивной самооценку как члена общественной группы, призванного и способного принимать ответственность за себя и долю ответственности за группу;
приобретения умения оказывать помощь другим людям и принимать помощь от других.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Парциальная программа В.Н.Новиковой «Математика в детском саду».
Цель: формирование познавательных действий, развитие познавательных интересов детей.
Задачи:
формирование элементарных математических представлений;
развитие воображения, творческой активности.
Парциальная программа экологического воспитания С.Н.Николаевой «Юный эколог»
Цель: формирование основ экологической культуры и экологических знаний, вовлечение в природоохранную деятельность.
Задачи:
дать ребенку системные знания об окружающем мире в соответствии
с его возрастом и способностями;
прививать потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем;
формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей;
формирование осознанных представлений о нормах и правилахповедения в природе.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Парциальная программа И.А. Лыковой «Цветные ладошки».
Цель программы - формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Задачи художественно-творческого развития детей:
формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенностей их формы, пропорций, цвета, фактуры.
знакомить детей с народной игрушкой (филимоновской, дымковской, семёновской, богородской) для обогащения зрительных впечатлений и показа условно-обобщённой трактовки художественных образов. Проводить мини-спектакли с участием народных игрушек для создания у детей праздничного настроения во время встреч с произведениями народных мастеров.
учить детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке, аппликации. Учить «входить в образ».
знакомить с книжной графикой на примере творчества известных мастеров детской книги - Васнецова Ю., Дубинчик Т., Елисеева А., Конашевича В., Лебедева В., Рачева Е., Репкина П.
организовывать наблюдения в природе для уточнения представлений детей о внешнем виде растений и животных, а также для обогащения и уточнения зрительных впечатлений («Золотой листопад», «Листочки танцуют», «Снежные дорожки», «Пушистые облака», «Тяжёлые тучи», «Весёлый дождик», «Грустный дождь», «Кошка умывается», «Воробьи купаются в лужах» и т.д.).
учить детей видеть цельный художественный образ в единстве изобразительно-выразительных средств колористической, композиционной и смысловой трактовки (обучение анализу не должно опережать формирование умения воспринимать художественный объект в гармоничном единстве всех составляющих компонентов).
создавать условия для самостоятельного освоения детьми способов и приёмов изображения знакомых предметов на основе доступных средств художественно-образной выразительности (цвет, пятно, линия, форма, ритм, динамика) в их единстве.
побуждать детей самостоятельно выбирать способы изображения при создании выразительных образов, используя для этого освоенные технические приемы; развивать восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности, создавать условия для их активного познания и на этой основе учить детей:
отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами;
сопровождать движения карандаша или кисти словами, игровыми действиями (например: «Дождик, чаще - кап-кап-кап!», «Бегут ножки по дорожке - топ-топ-топ!»);
продолжать учить рисовать карандашами и фломастерами - проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные), создавая тем самым выразительные образы;
продолжать знакомить детей с красками и формировать навыки рисования кистью (аккуратно смачивать и промывать, набирать краску на ворс, вести кисть по ворсу, проводить линии, рисовать и раскрашивать замкнутые формы); учить создавать одно-, двух- и многоцветные выразительные образы;
переводить детей от рисования-подражания к самостоятельному творчеству.
Парциальная программа И. Каплуновой «Ладушки»
Цель: введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой.
Задачи:
подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений;
заложить основы гармонического развития (развитие слуха, голоса, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей);
приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре;
подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям;
развивать коммуникативные способности;
научить детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни;
познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме;
обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре;
развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.
Методические принципы:
1. Одним из главных принципов в работе с детьми является создание обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно. Нельзя принуждать детей к действиям (играм, пению), нужно дать возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии. Согласно Конвенции о правах ребенка, он имеет полное право на выражение своих чувств, желаний, эмоций. Нежелание ребенка участвовать в занятии обуславливается несколькими причинами.
Стеснительность, застенчивость. Этот факт не должен уходить от внимания педагога. При каждой возможности педагог должен давать положительную оценку действию ребенка.
Неумение, непонимание. Это относится к тем детям, которые не адаптированы пока к новой, на первых порах незнакомой, среде. Здесь требуется большое внимание к ребенку, проявление индивидуального подхода.
Неуравновешенный, капризный стиль поведения. Лучшее для педагога - акцентировать внимание ребенка на игру, сюрпризы; положительные оценки быстрее отвлекут ребенка.
2. Второй принцип - целостный подход в решении педагогических задач:
Обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование.
Претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности.
3. Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания.
4. Четвертый принцип - соотношение музыкального материала с природным и историко-культурным календарем. В силу возрастных особенностей дети не всегда могут осмыслить значение того или иного календарного события. Нужно дать им возможность принять в нем посильное участие, посмотреть выступления других детей и воспитателей и в какой-то мере проявить свои творческие способности (станцевать, спеть песенку или частушку, принять участие в веселой игре).
5. Одним из важнейших принципов музыкального воспитания является принцип партнерства. Авторитарный стиль поведения педагога («Я взрослый», «Я больше тебя знаю», «Делай, как я говорю») - недопустим. Общение с детьми должно происходить на равных, партнерских отношениях. «Давайте поиграем», «Покажите мне», «Кто мне поможет» - эти фразы должны быть в лексиконе педагога. Дети, общаясь на таком уровне, интуитивно все равно воспринимают взрослого как учителя, педагога. Но мягкий, спокойный тон и дружеское общение создают непринужденную, теплую и доверительную обстановку. Следовательно, группа детей, воспитатель и музыкальный руководитель становятся единым целым.
6. Немаловажным является и принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве. Принцип программы «Ладушки» - никаких замечаний ребенку. Что бы и как бы ни сделал ребенок - все хорошо. Это особенно актуально для самых маленьких детей - 3-4 лет. Можно и нужно ли делать замечания детям 5-6 лет? Безусловно, да. Но в очень корректной, деликатной и доброжелательной форме. Обучаясь в школе, других учебных заведениях, дети будут получать замечания. Поэтому задача педагогов-дошкольников - научить детей правильно и адекватно на них реагировать. Детям в этом возрасте нужно говорить, обязательно акцентируя на положительных моментах: «Ты старался, попробуй вот так»; «Ты молодец, но немного ошибся», «Очень хорошо, но я вижу маленькую ошибку. Может, ты заметишь ее сам или кто-то из детей хочет подсказать»; «Ты меня огорчил, вчера было лучше»; «Ты поторопилась, не подумала, постарайся сделать еще раз» и т. д. При более серьезных замечаниях: «Так нельзя, это неправильно», «Вы не справились с заданием, потому что...», «Давайте еще раз повторим, но будем все стараться». Тон педагога должен оставаться спокойным, добрым. Улыбка обязательна. Дети спокойно воспринимают такие замечания и стараются все сделать лучше.
7. Принцип паритета. Любое предложение ребенка должно быть зафиксировано, использовано. Оно должно найти свое отражение в любом виде музыкальной деятельности. В силу очень маленького опыта дети не могут подать интересную идею, показать яркое оригинальное движение. Подчас это получается у детей непроизвольно, стихийно. Педагог, внимательно наблюдая за детьми, должен увидеть этот момент, зафиксировать его, похвалить ребенка. Дети, понимая, что к ним прислушиваются, их хвалят, их замечают и хорошо оценивают, начинают думать, стараться, творить.
Образовательная область «Физическое развитие»
Парциальная программа Л.И. Пензулаевой «Физическая культура в детском саду»
Цель: сформировать основы здорового образа жизни, направленные на укрепление здоровья.
Задачи:
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
развитие выносливости, скорости движений, скорости реакции, ловкости, координационных способностей, гибкости;
активизация двигательной активности детей во всех видах деятельности;
формирование у воспитанников жизненно необходимые двигательные навыки в соответствии с индивидуальными способностями;
создание условий для реализации двигательной активности;
воспитание потребности в здоровом образе жизни;
обеспечение физического и психического благополучия.
Программа построена на следующих принципах ДО, установленных ФГОС ДО:
1.полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского развития;
2.построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
3.содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников (далее вместе - взрослые);
4.признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
5.поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
6.сотрудничество ДОУ с семьей;
7.приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
8.формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
9.возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
10.учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Принципы и подходы к формированию части Программы, формируемой участниками образовательных отношений
Принцип научности предполагает научный характер знаний, которые преподносятся детям, с учетом познавательных возможностей ребенка и носят элементарный характер.
Принцип связи теории с практикой. Первые сведения об окружающем мире любой ребенок получает в процессе предметно-практической деятельности, в дальнейшем педагог обобщает и систематизирует этот опыт, сообщает новые сведения о предметах и явлениях. Приобретенные знания ребенок может использовать как в процессе усвоения новых знаний, так и на практике, за счет чего его деятельность поднимается на новый уровень.
Принцип активности и сознательности в обучении. Обучение и воспитание представляют собой двусторонние процессы. С одной стороны – объект обучающего и воспитывающего воздействия – ребенок, которого обучают и воспитывают, а с другой стороны, ребенок сам активно участвует в процессе обучения и чем выше его субъективная активность, тем лучше результат. При этом следует понимать различия между учением дошкольника и учебной деятельностью школьника
Принцип последовательности и систематичности. Учет этого принципа позволяет сформировать у детей целостную систему знаний, умений, навыков. Обучение любого ребенка строится от простого к сложному, кроме того при разработке программного содержания предусматриваются и реализуются внутрипредметные и межпредметные связи, что позволяет сформировать в сознании ребенка целостную картину мира. Образовательная программа, как правило, строится по линейно-концентрическому принципу, что позволяет расширять и углублять знания и представления детей на каждом последующем этапе обучения.
Принцип наглядности предполагает организацию обучения с опорой на непосредственное восприятие предметов и явлений, при этом важно, чтобы в процессе восприятия участвовали различные органы чувств. В образовательном процессе используются различные наглядные средства:
предметные (реальные предметы и их копии - муляжи, макеты, куклы, игрушечные посуда, мебель, одежда, транспорт и т.д.), образные (иллюстрации, слайды, картины, фильмы), условно-символические (знаки, схемы, символы, формулы). Выбор средств наглядности зависит от индивидуального развития, возраста детей, содержания образовательной программы.
Принцип индивидуального подхода к обучению и воспитанию Индивидуальный подход предполагает создание благоприятных условий, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка (особенности высшей нервной деятельности, темперамента и формирующегося характера, скорость протекания мыслительных процессов, уровень сформированности знаний, умений и навыков, работоспособность, мотивацию, уровень развития эмоционально-волевой сферы и др.), так и типологические особенности, свойственные данной категории детей.
Принцип дифференцированного подхода в условиях коллективного образовательного процесса, дети будут отличаться между собой по учебно- познавательным возможностям, степени познавательной активности, особенностям поведения. Учитывая наличие в группе однородных по своим характеристикам микрогрупп, педагогу нужно для каждой из них дифференцировать содержание и организацию образовательной деятельности, ее темп, объем, сложность, методы и приемы работы, формы и способы мотивации, программирования и контроля образовательной деятельности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сказка» художественной направленности способствует формированию нравственных начал у ребенка через работу и в качестве исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Программа предназначена для воспитанников 4-7 лет.
Цель программы: развитие творческих, духовно-нравственных, интеллектуальных, физических качеств детей, побуждение к познанию средствами театрального искусства.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цветик-семицветик» художественно-эстетической направленности предназначена для детей, имеющих интерес к изобразительному творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса, формированию практических навыков работы в различных видах художественной деятельности. Программа предназначена для воспитанников 4-7 лет.
Цель данной программы: развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционного рисования. Раскрытие и реализация личностных потенциалов дошкольников путем использования личностно-ориентированных педагогических технологий.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Калейдоскоп» художественно-эстетической направленности способствует формированию творческого мышления, устойчивого интереса к художественной деятельности. Программа предназначена для воспитанников 4-7 лет.
Цель программы: овладение детьми умениями и навыками работы с природным и искусственными материалами, техниками «пластилинографии» и «оригами» для самостоятельного и творческого создания композиций.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Здоровячок» физкультурно-спортивной направленности способствует профилактике плоскостопия и нарушений осанки. Программа предназначена для воспитанников 4-7 лет.
Цель программы: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритм» художественно-эстетической направленности способствует приобщению детей к танцевальному искусству. Программа предназначена для воспитанников 4-7 лет.
Цель программы: способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников. Привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и красоту.
Общая численность воспитанников ДОУ - 170 воспитанников, из них:
Наименование образовательной программы
|
численность воспитанников, являющихся иностранными гражданами
|
за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета
|
за счет бюджетных ассигнований субъектов Российской Федерации
|
за счет бюджетных ассигнований местного бюджета
|
за счет средств физических и (или) юридических лиц
|
Образовательная программа дошкольного образования
|
0
|
0
|
170
|
0
|
0
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сказка» художественной направленности
|
0
|
0
|
35
|
0
|
0
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Калейдоскоп» художественно-эстетической направленности
|
0
|
0
|
35
|
0
|
0
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цветик-семицветик» художественно-эстетической направленности
|
0
|
0
|
35
|
0
|
0
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Здоровячок» физкультурно-спортивной направленности
|
0
|
0
|
34
|
0
|
0
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритм» художественно-эстетической направленности
|
0
|
0
|
35
|
0
|
0
|
|